Правила игры в клабор (Одесский деберц)
Клабор, или Одесский деберц — карточная игра, которая приобрела популярность в Украине. В ней нужно брать взятки и подсчитывать очки в конце каждой партии.
История происхождения
Есть несколько основных теорий происхождения игры клабор. Согласно наиболее популярной из них, она появилась в Советском Союзе в 70-е годы.
В СССР жил один из самых лучших игроков в клабор. Его прозвище было Музыкант, настоящего имени никто не знал. Он выигрывал каждую партию. Говорят, его секрет заключался в феноменальной памяти.
Еще одна версия гласит, что деберц придумали представители еврейской национальности в 30-е годы XX века. Некоторые считают, что клабор отделился от игры терц. Он был ее заключительным этапом, но позже стал самостоятельным карточным развлечением.
Сегодня в Украине в клабор играют не только, чтобы развлечься, но и на профессиональном уровне. Официальные состязания организует Федерация Деберца.
Правила игры
В клаборе принимают участие от 2 до 4 человек. Можно играть за себя или в команде. Используется стандартная колода на 32 карты. Цель каждого участника — первым набрать короткий (501) или длинный (1001) деберц.
Этапы игры
Игра проходит в несколько последовательных этапов. Они подробно описаны в таблице.
Этап | Описание |
---|---|
Раздача карт | Каждый игрок получает по 6 карт. После сдачи объявляется козырь. Затем участники получают по 3 прикупные карты или по 2 (если играет 4 человека). |
Объявление комбинаций | Каждый объявляет свои комбинации. Если у участников они совпадают, то выясняется старшинство по правилам. |
Розыгрыш | На этом этапе нужно подбрасывать или перебивать карты, совпадающие по масти. Если таких нет, то нужно использовать козыри. |
Подсчет результатов | Очки подсчитываются после последней взятки. Игра считается завершенной, когда один из участников наберет установленное количество баллов. |
От классического деберца клабор отличается более жесткими правилами, а также своеобразными названиями некоторых комбинаций. В онлайн казино играть в эту карточную дисциплину обычно нельзя, но она представлена на специальных сайтах.
Комбинации карт
В игре предусмотрены три вида комбинаций карт.
Комбинация | Карты |
---|---|
Терц | 3 одномастные карты, значение которых увеличивается по порядку |
Полтина | 4 одномастные карты, значение которых увеличивается по порядку |
Белла | Сочетание козырных дамы и короля |
Игроки делают ходы поочередно. Первым начинает человек, сидящий по левую руку от сдающего. После раздачи карт оставшаяся стопка кладется на стол рубашкой вверх. Открывается только одна карта, которая определяет возможный козырь. На первом круге, если участник хочет сыграть в открытую масть, он сообщает об этом. Если нет, объявляет пас. На втором круге ход передается до момента, пока не останется последний участник либо пока кто-то не заявит козырь.
Далее оппоненты показывают имеющиеся у них сочетания: терц, полтину, беллу. Если у нескольких игроков одинаковые комбинации, то она идет в зачет только одному участнику по старшинству карт или по козырю. При полном равенстве сочетаний они отклоняются.
Особое значение имеет белла. Она приносит 20 очков, если ее обладатель сумел забрать взятку с козырной дамой или королем. Когда обе эти карты возьмет оппонент, очки за беллу перейдут ему.
Комбинации также имеют старшинство. Например, полтина всегда сильнее терца. Если же комбинации равны, то преимущество у той, где есть козырные или старшие карты.
Подсчет очков
После розыгрыша участники подсчитывают баллы. Каждая карта имеет свою стоимость:
- 7, 8, 9 — 0.
- 10 — 10.
- Король — 4.
- Дама — 3.
- Валет — 2.
Козырные карты имеют другое значение. 9 дает 14 очков, а валет — 20.
В Одесском деберце специфическая терминология. Например, валет козырной масти — это «мусор», а девятка — «манэлла».
Комбинации считаются по другой системе:
- Терц — 20.
- Полтина — 50.
- Белла — 20.
- Последняя взятка (послед) — 10.
Счет начинается с объявлений. Затем суммируется стоимость карт. Все очки фиксируются в таблице. Округление счета идет по договоренности.
Штрафы
Если игрок не взял ни одной взятки, ему начисляется штраф и отнимается 100 заработанных баллов. Если человек, объявивший козырь, набрал меньше баллов, чем один из оппонентов, то ему в таблицу записывается 0. Его баллы переходят игроку, который стал лидером по очкам в текущей раздаче. Такая ситуация называется «бэйт». Если она повторится трижды для одного человека, из его счета вычтут 100 баллов.
Также штрафы могут быть предусмотрены за следующие оплошности:
- Ошибочный ход.
- Лишняя карта в руке.
- Объявление комбинации, которой на самом деле нет.
Штрафы — неотъемлемая часть клабора. При их наличии партию называют «строгачом». Но участники могут договориться об отсутствии штрафных санкций.
Игра ведется до тех пор, пока один из участников не наберет 501 и 1001 очко.